Статья Эволюция личности психотерапевта

Об авторе

Богута С. А., врач-психотерапевт, аккредитованный в методе полимодальная психотерапия,  телесно-ориентированный психотерапевт, аккредитованный супервизор и личный терапевт, действительный член и преподаватель ОППЛ, ведущий преподаватель Международного Института Практической Психологии и Психотерапии “Интеграция”, руководитель волонтёрского движения «Волонтёры Интеграции».

Регалии: врач-психотерапевт, аккредитованный в методе полимодальная психотерапия,  телесно-ориентированный психотерапевт, аккредитованный супервизор и личный терапевт, действительный член и преподаватель Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.

Аннотация

Данная статья описывает вектор профессионального развития начинающего специалиста в психотерапевтической и психологической деятельности, раскрывая этапы его роста и развития через призму истории развития психотерапии в целом. Эволюция специалиста описывается  также через трансформацию содержания термина «Психотерапия». Где автор, предлагает своё определение данного термина, которое максимально ёмко отражает суть современной психотерапии гуманистического направления, проводя границу с психиатрическим (функциональным) взглядом в решении клиентских запросов.


История психотерапии берёт свои истоки с того времени, когда такого понятия как «психотерапевт» ещё не было. Донаучный период развития психотерапии богат очерками о эзотерических, оккультных учениях, практик шаманов, целителей и знахарей. И это естественно, ведь люди всегда нуждались и искали помощи в сложных жизненных ситуациях, что порождало появлению как самих учений, так и соответствующих социальных ролей, которые этим занимались.

По мере развития общества менялось  общественное сознание, мировоззрение, и появился пласт людей, которых уже не устраивала магическая стилистика описания мира. И в сфере помогающих профессий стали появляться новые термины, за которыми скрывалось мировоззрение научного уровня, где в приоритете был процесс раскрытия механизмов и этиологии тех или иных явлений.

Речь человека, как продукт социализации, значительно обогатилась, расширив свой диапазон, ища созвучия с тем, что происходит во внутреннем мире человека. И процесс эволюции психотерапии - это в первую очередь процесс развития людей, которые этим занимаются и создают те или иные понятия, в поисках более точного описания тех или иных процессов, а также для формирования профессиональной культуры своего сообщества.

На мой взгляд эволюция личности психотерапевта в миниатюре повторяет эволюцию развития психотерапии в целом, что отражается в то числе в раскрытии самого термина «психотерапия».

И в данной статье я хочу описать процесс эволюции личности психотерапевтов через призму исторического развития психотерапии и то, как по разному раскрывалось в своём содержании такое  понятие как – «психотерапия».

Термин «психотерапия» был введён в 1872 году английским врачом и экспертом по психическим заболеваниям Дэниэлом Хаком Тьюком (1819-1896) в книге «Иллюстрации влияния разума на тело» и стал широко популярен с конца 19 века. Он вместе с французским неврологом, психиатром и основателем нового учения о психогенной природе истерии Жан-Мартен Шарко (1825-1893) (учитель Фрейда)  редактировал «Словарь психологической медицины» в 2х томах.

И не смотря на то, что данному термину уже более 150 лет, на сегодняшний день в мире нет единого  определения этого понятия.

Вот примеры различных определений, которые были мной найдены  в различных литературных источниках по психологии и психотерапии.

«Психотерапия – это целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами» (Станислав Кратохвил, 1932)

«Психотерапия – это такой способ пребывания с другой особой, который способствует здоровым изменениям и облегчает развитие» (К. Роджерс)

«Психотерапия – это особый способ межличностного взаимодействия, при котором клиенту оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при возникновении у него проблем и затруднений психического характера» (R.Bastine, 1982)

«Психотерапия – это система лечебного воздействия на психику и через психику на организм больного» (Б.Д. Карвасарский 1985г)

«Психотерапия – это процесс исправления, задача которого сформировать более эффективное мировоззрение» ( Aivy Е , Aivy В , Saimak-Donning L. 1987г).

«Психотерапия – межличностный процесс, направленный на осуществление изменений в чувствах, мыслях, отношениях и поведении, причиняющих неприятности человеку, обратившемуся за помощью» (Г. Страпп, 1990).

«Психотерапия – это метод оказания влияния или воздействия, приводящий в движение процесс научения».

«Психотерапия – это осуществляемое с помощью психологических средств решение затрагивающих эмоциональную сферу проблем, в ходе которого получивший соответствующую подготовку индивид целенаправленно устанавливает профессиональные отношения с клиентом для реализации следующих задач: 1) устранить, изменить существующие симптомы или замедлить их развитие; 2) устранить нарушения в паттернах поведения; 3) способствовать позитивному росту и развитию личности». (Л. Вольберг 1977)

«Психотерапия – это метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности».

«Психотерапия – это метод инструментальной манипуляции, служащий целям социального контроля».

«Психотерапия – это длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений».

«Психотерапия – тонкое и целенаправленное использование структурированных отношений для улучшения бытия индивида как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях» (С. Берри, 2000)

«Психотерапия — это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов» (А.А. Александров 2004)

Раскрытие термина «психотерапия» эволюционировало в своём содержании по мере развития самой психотерапии и личности специалистов.

На мой взгляд все выше перечисленные определения не раскрывают в полной мере того чем занимается современная психотерапия. Потому что в их содержании уже прослеживается расщепление, что противоречит принципу целостности, формируя представление о психотерапии как о симптоматическом, функциональном подходе в работе с людьми. Это отражается в использовании таких формулировок как -  «лечение», «воздействие», «устранение», «исправление», «здоровье», «контроль», «нарушенная деятельность», «взаимодействие»   больше подходят для определения психиатрического (функционального) подхода в работе с клиентами, а уместней даже сказать с пациентами.

В свою очередь я сформулировал своё определение этого термина, которое на мой взгляд наиболее полно отражает эволюционную вершину новейшего времени в истории развития психотерапии и личности специалиста.

«Психотерапия – это система профессиональной деятельности, которая направлена на построение близких отношений между психотерапевтом и клиентом, с целью повышения чувствительности клиента к своим собственным переживаниям, желаниям и взятию ответственности за них, для изменения качества жизни» (Богута С.А, 2022).

На мой взгляд данное определение, во-первых, показывает ключевую суть психотерапевтического подхода, говоря о том, что именно близкие отношения, а не техники и методы играют ведущую роль в решении клиентских запросов в рамках психотерапевтических сеансов. И подтверждает этимологию термина психотерапия - «лечение душой», а не «лечение души». Во-вторых, показывает связь между желаниями и качеством жизни, что именно контакт со своими желаниями формирует максимально высокий уровень жизни человека.

Вернёмся к истории.

Понятий психотерапии много, потому что  сама психотерапия развивалась длительное время,  разворачиваясь в 3 последовательных направления: структурное, динамическое, гуманистическое. Первое возникло структурное направление, далее динамическое и после гуманистическое.

Кратко о  роли специалиста в развитии этих направлений.

В структурном направлении специалист работает с пациентом устраняя его симптомы, в динамическом направлении у психотерапевта появляется  интерес к отношениям, исследуются переносные процессы, но сам специалист не вносит себя в отношения, а в гуманистическом направлении появляется термин «клиент», а специалист выступает в роли полноценного субъекта отношений.

И Карл Роджерс (1902-1987), как представитель гуманистического направления,  первым ввёл в научный обиход понятие «клиент» вместо «пациент», разработав психотерапевтический (личностный) подход, ввёл понятие «эмпатия». Потому что стратегия психотерапии другая, и  подразумевается, что клиент это целостный человек которого не надо спасать, не надо на него воздействовать, лечить, исправлять и он сам может решить свою проблему. Впервые появилась идея о равноправии между клиентом и терапевтом. И он говорил о том, что ценностью в психотерапии является личность клиента и те отношения, которые разворачиваются между клиентом и терапевтом.

Теперь мы видим то, как эволюционировал в своём содержании термин «психотерапия», отражая то, как развивалась сама психотерапия от донаучного периода к научному, от структурного направления к гуманистическому.

Поэтому уместно следующее практическое наблюдение, что эволюция личности специалиста – это процесс развития специалиста от структурного направления в своей профессиональной деятельности к динамическому направлению и далее к гуманистическому.  Когда специалист в процессе своей профессиональной жизни повторяет путь развития всей психотерапии в миниатюре!!!

Поэтому процесс профессионального развития специалиста можно описать в три последовательных этапа . Где  этапы  – это путь роста, который проявляется в том, что от шагу к шагу фокус внимания специалиста расширяется и повышается его эффективность в работе с клиентом.

Этапы эволюции специалиста.

1 этап – «героический»

Шаги развития начинающего специалиста – это своеобразный, аллегорически,  «путь война», «путь самурая». А любой воин хочет обладать самым мощным и сильным оружием. И если в реальности у самурая, у война в руке – сабля, меч. То у психолога в руке  – «фаллос Фрейда», как символ власти и силы. «Фаллос Фрейда» - это жаргонный термин в кулуарах психотерапевтического сообщества, под которым скрывается стремление начинающих специалистов обладать различными психотерапевтическими инструментами. И такой специалист видит свою силу в инструменте, в технике, в методе.  Причём эффективность часто оценивается тем, насколько быстро ты способен разрешить симптом клиента. Идеализируется краткосрочная психотерапия, в силу того, что не сформирован навык выстраивания близких отношений.  На данном этапе психотерапевт выступает в роли эксперта по отношению к клиенту и его симптому. Специалист не осознаёт, что по факту занимается скрытой психиатрией, функциональным подходом, потому что склонен оценивать свою эффективность обратной связью от клиента или тем, получилось ли купировать симптом клиента или нет. Клиент как субъект не интересует, интересуют его жалобы и симптомы. Продолжительность встреч работы с клиентом обычно не более 5. Продолжительность этапа в целом, по моим наблюдениям, до 4-5 лет. Личная терапия и супервизия специалистом часто игнорируется, либо реализуется формально. И профессиональный кризис способствует переходу на следующий этап.

2 этап – «аналитический»

На данном этапе специалист начинает интересоваться отношениями и увлекается  диагностикой, анализом переносных процессов клиента. Идеалистическое представление о себе и своей работе проявляется в том, что появляется иллюзия контроля из серии – «чем больше я буду знать о клиенте, тем лучше». При этом свой субъективный мир специалист в отношения с клиентом не вносит. Появляется желание «удержать» клиента и перевести работу в долгосрочный формат. Часто «сливаются» с клиентами из-за игнорирования своих переживаний и запроса клиента. Именно на данном этапе специалист, в силу вытеснения своих контрпереносных процессов, излишне переживает уход клиента с терапии. Продолжительность встреч работы с клиентом увеличивается в среднем до 15-20, появляются единичные клиенты на долгосрочный формат работы. На данном этапе специалист склонен обращаться на личную терапию и супервизию.

3 этап - «личностный»

На данном этапе, внимания специалиста хватает и на себя, и на клиента, и на отношения с ним. Психотерапевт начинает осознавать, что исцеляют отношения, а не практики и инструменты. Стремление выстраивает субъект-субъектные отношения способствует тому, что клиенты всё больше предпочитают долгосрочный формат работы.  Поддерживается работа с запросом клиента без обесценивания качества выстроенного контакта.  Активно взаимодействует с профессиональным сообществом.

В заключении хочу сказать, что процесс эволюции психотерапевта – это бесконечный путь разочарования в себе как в эффективном специалисте, путь трансформации и выхода из суженного состояния сознания объектных отношений в расширенное состояние восприятия и умение выстраивать субъект-субъектные отношения. Это путь от нарциссической изоляции к выстраиванию близкого контакта не только с самим собой и клиентом, но и со своим профессиональным сообществом. И именно этот путь способствует профессионализации, так как является отражением   естественного, исторически сложившегося, процесса развития психотерапии в целом.