Статья Особенности профессионального развития практикующего специалиста
Автор статьи:
Садовников Е.В. - психолог-педагог, аккредитованный супервизор ОППЛ, действительный член ОППЛ, национальный преподаватель ОППЛ, национальный тренер ОППЛ, телесно-ориентированный терапевт, ведущий преподаватель института «Интеграция»
Аннотация к статье:
В статье рассматривается ценность терапевтического альянса между клиентом и терапевтом. Акцент ставится на значимость супервизии и личной терапии для практикующего психолога/психотерапевта. Предлагается создание пространства для эмоционального отреагирования и поддержки в профессиональном сообществе для профилактики выгорания. Статья будет интересна для практикующих психологов, психотерапевтов, социальных работников и специалистов помогающих профессий.
Работа в контексте психотерапевтического взаимодействия на сегодняшний день происходит по-разному, с использованием разных модальностей и применением различных схем лечения того или иного состояния в рамках био-психо-социо-духовной модели. В статье я хочу затронуть главный, на мой взгляд, вопрос эффективности терапии, которая в сегодняшних реалиях страдает в большей степени в связи с отсутствием субъективного контакта специалиста с самим собой.
Степень вовлеченности в работу с клиентом практикующего специалиста очень высока. Все это опосредуется желанием терапевта помочь клиенту. Но если посмотреть на эти терапевтические отношения с другой стороны, то желание - это лишь верхушка айсберга. В первую очередь, такое видение ситуации связано с тем, каким уровнем образования обладает специалист. Современное образование включает в себя использование теоретических, методологических и парадигмальных оснований для работы с клиентом, а также использование различных инструментов, предлагаемых современной системой обучения психологической практики. Но в меньшей мере современная система обучения затрагивает раскрытие эмоционального реагирования и разделения собственных эмоций от реакции контрпереноса на перенос клиента. Как следствие, в связи с отсутствием ценности или непонимания важности собственных переживаний для терапевтического альянса, происходит вытеснение чувств и переживаний самого психолога/психотерапевта.
Специалист же, оказывающий помощь своим клиентам, может, а, в данном случае, даже имеет право, испытывать чувство обиды, злости или раздражения и др. Игнорируя эти процессы, не обращая на них внимание или же умалчивая об этом, он фактически поддерживают такую же некачественную коммуникацию, которую выстраивает клиент в жизни. Как следствие, клиент не получает нового опыта взаимодействия, который может сформироваться в процессе терапии. Результатом такого взаимодействия специалиста и клиента будет снижение качества работы и деформация терапевтического пространства. Ситуация усугубляется еще и тем, что игнорирование своих эмоций и чувств приводит к глубинному вытеснению и накоплению огромной массы внутреннего напряжения. Теряется интерес, уплощается получение удовольствия от выполняемой работы. Это в иитоге приводит к эмоциональному/профессиональному выгоранию психолога/психотерапевта.
Для таких случаев предусмотрена супервизионная практика. Ведь, действительно, может быть очень трудно вовремя включать собственную рефлексию и признавать то, с чем сложно справиться. Признавать собственную неуспешность или даже поражение.
Как мы можем понимать, что перед нами именно такой специалист? Такие специалисты не высказывают запроса или трудно его формулируют на сессиях с другими коллегами. Более того, такие специалисты не нуждаются в запросе. Им достаточно одной жалобы клиента, чтобы с ним работать. В долгосрочной работе клиент предсказуемо будет вызывать раздражение, тем самым затруднит возможности изменения отношения к самому себе. Специалист, сам того не осознавая, проявляет к клиенту пассивную агрессию. При этом, теряется заинтересованность и живой контакт между терапевтом и клиентом. Теряется тот контакт, который в перспективе мог бы развивать и поддерживать терапевтический процесс. Часто такие взаимоотношения вызывают непонимание у специалиста или сожаление о том, что клиент уходит/прекращает терапевтические отношения.
Таким образом, в описанных выше клиент-терапевтических отношениях клиент не может получить полноценную обратную связь от специалиста. Если это экстраполировать на специалиста, то и последний, без участия в супервизии, не может получить качественную обратную связь от своих коллег, от своего профессионального сообщества. Тем самым мы можем подчеркивать то, что полноценно развивающийся специалист в области практического применения своих терапевтических навыков всегда прибегает к личной терапии и супервизионной практики. Это, в целом, помогает ему оставаться профессионалом высокого качества, не теряя при этом собственной индивидуальности.