Статья Проблематика супервизии на сегодня

Об авторе: 

Баженова И.А. – психолог, личный терапевт ОППЛ, аккредитованный супервизор ОППЛ, действительный член и преподаватель ОППЛ, ведущий преподаватель международного института практической психологии и психотерапии «Интеграция».

Аннотация:

В данной статье рассматривается актуальная проблематика, существующая в пространстве супервизии в настоящее время, и предлагаются возможные пути решения сложившейся ситуации с целью целостного формирования супервизионных процессов как поддержки профессионального сообщества в росте и развитии специалиста.

Цель данной статьи - обозначить проблематику супервизии на сегодня с точки зрения профессионального сообщества, активно участвующего в супервизионных процессах, и обозначить возможные пути решения сложившейся ситуации в пространстве супервизии.

Прежде чем обозначить проблематику супервизии на сегодня, вспомним, что цель супервизии, в первую очередь, - это повышение профессионального уровня участников супервизионной группы и поддержка профессионального сообщества. Рост специалиста, рассматривающего свои случаи на супервизии, происходит в первую очередь за счет супервизирования динамики клиент-терапевтических отношений и процессов самого специалиста. Это позволяет, при регулярном участии в супервизии, видеть, как меняется и развивается личность специалиста и формировать возможные точки роста и развития.

Проблематика в пространстве супервизии, которую я вижу и которая отчетливо проявляется в формировании и развитии супервизионных групп, заключается в том, что супервизия воспринимается многими специалистами, как начинающими, так и уже имеющими опыт в практике, как пространство, необходимое для работы со сложностями и затруднениями, которые возникают в работе с клиентами. То есть супервизируются в первую очередь случаи, когда специалист сталкивается с определенной сложностью в работе с клиентом и рассмотрению этих случаев в процессе выбора заявки отдается приоритет. В итоге, случаи со сложностью рассматриваются в первую очередь, при этом вытесняется и игнорируется проблема роста специалиста, заключающаяся в супервизировании динамики клиент-терапевтических отношений и процессов самого специалиста, когда специалист приходит на супервизию, чтобы посмотреть, как меняется и развивается его личность. Но этого не формируется, так как есть парадигма, что супервизируются сложные случаи, вызывающие затруднения.

В результате, мы можем наблюдать следующие процессы, распространенные в формировании и существовании супервизионных групп. В открытые супервизионные группы приходят начинающие специалисты, для которых каждый клиент и каждый новая консультация вызывает сильные переживания и затруднения. И их случаи, как приоритетные по эмоциональной включенности, рассматриваются в приоритете. Кроме того, более опытные коллеги добровольно снимают свои заявки с рассмотрения, уступая место начинающим специалистам. Спустя какое-то время на открытые супервизионные группы приходит следующая плеяда новичков-специалистов, и в приоритете начинают рассматриваться уже их случаи. Как следствие, более опытные коллеги постепенно покидают эту супервизионную группу, уступая место новым участникам и лишаясь пространства для разбора собственных процессов и динамики клиент-терапевтических отношений.

Помимо частной практики и проведения супервизионных групп, я работаю ведущим преподавателем образовательных программ по психологическому консультированию и телесно-ориентированной психотерапии в международном институте практической психологии и психотерапии «Интеграция». В нашем институте много супервизионных групп, и мы заметили эту тенденцию.

Мы собрали статистику по супервизионным группам в рамках института «Интеграция», и была выявлена следующая тенденция. За 2021 и 2022 год в пространстве института было проведено 183 супервизии. Среднее количество участников на одной супервизии - 14 человек. Регулярность посещений – 30%, то есть 30% участников посещают супервизии регулярно. Мы провели опрос среди участников, которые ходят на супервизии, и один из вопросов звучал так: «Зачем, с какой целью вы ходите на супервизию?». 70% участников ответили на этот вопрос: «С целью супервизировать случай, который вызвал затруднения». 30% признались, что для них супервизия – это возможность поддержки профессионального сообщества, профессионального роста и ощущение своей сопричастности ему.

При этом, конечно, следует учитывать, что у нас в институте именно обучающий процесс и большинство участников супервизионных групп – это слушатели наших программ. Но, тем не менее, могу сказать по личному опыту и по мнению коллег, подобная тенденция наблюдается и в других супервизионных группах.

Какое решение данной проблематики, проявившейся в супервизионном пространстве, может быть? Во-первых, это создание закрытых супервизионных групп, где есть возможность регулярно супервизировать процесс работы с клиентом не только с целью разобрать затруднения, а, в первую очередь, чтобы супервизировать развитие клиент-терапевтических отношений, и процесса роста и изменения специалиста. Во-вторых, это регулярное проведение практических конференций по супервизии, в программе которых выступления и доклады сертифицированных и аккредитованных супервизоров как полимодальных, так и частных модальностей, дискуссии, круглые столы на актуальные темы в пространстве супервизии и, конечно, возможность участия в супервизиях. Такие регулярные практические тематические конференции позволят не только сформировать со временем единое пространство супервизии, но и показать объем и масштаб в сфере супервизии, показать, какое количество полимодальных супервизоров и супервизоров отдельных модальностей есть. В-третьих, это трансляция в профессиональном сообществе идеи о том, что супервизируется именно личность специалиста, а не затруднение и не инструменты работы. И, конечно, восприятие супервизии именно как социальной функции, направленной на рост, развитие и поддержку специалистов помогающих профессий. Кроме того, решить этот вопрос поможет увеличение количества супервизионных групп и доступность супервизии по цене. Проблематика этого момента проявляется в том, что многие специалисты путают супервизию как социальную функцию со статусом и, как следствие, не проводят группы, если они им не выгодны, хотя финансовость вообще не входит в задачи супервизии. Супервизия – это в первую очередь социальная функция, направленная на рост, развитие и поддержку специалистов помогающих профессий.

В заключении хочу сказать, что проблематика супервизии на сегодня, озвученная в данной статье, - это естественный процесс связанный, в том числе, с постепенным формированием единого пространства супервизии. Предложенные выше пути решения этой проблемы, при совместной постепенной и последовательной реализации, позволят целостно формировать супервизионные процессы именно как поддержку профессионального сообщества в росте и развитии специалиста.